Вчера я была на конференции Ведомостей Medical Business.
И вот, что думаю:
прослеживается тенденция к перестроению системных процессов, оптимизации затрат и поиска новых путей удержания и повышения эффективности.
Но как при этом не снизить уровень качества, не потерять сервис и заботу о пациентах на фоне этой оптимизации?
Некоторые участники панельной дискуссии говорили про необходимость дополнительного коллективного органа управления.
Ведь решения, которые принимают в одиночку, не всегда эффективны, а совет директоров не всегда гибок, он действует на уровне стратегических решений и не вмешивается в операционное управление.
Поэтому важно создавать консультационный совет (Advisory Board, экспертный, общественный совет в гос.медицине) как площадку для дискуссий, выработке операционной стратегии, поиску глубинных проблем и их решения. Компетенции членов совета помогают взглянуть на работу со стороны.
Но, как говорили спикеры: «мало собирать и общаться, — нужно слышать голос клиента/пациента и внедрять то, что важно».
Было интересно, что почти все участники панельной дискуссии отметили необходимость самостоятельности подразделений как автономных бизнесов (маркетинг, юристы, кадры, финансы, продуктовое направление), которые объединены в единую систему ценностями, целями и задачами.
И тут создается впечатление, что это некая модель аутсорса: дочерние компании для отдельных видов работ, чтобы минимизировать затраты, сократить налоговое бремя и т. д.
Или это управленческая модель, объединяющая в себе самостоятельные бизнесы, взаимодействующие в единой системе ценностей. Что-то похожее на модель китайского производителя Haier.
Кстати, конференция прошла на красивейшей колоритной площадке в Галерее искусств Зураба Церетели.
Зафиксировала для себя некоторые фрагменты выступлений спикеров пленарной дискуссии «Инвестиции лидера в управлении», которые интересны или заставляют задуматься.
Ольга Соколова, генеральный директор сеть клиник «Скандинавия», «Севергрупп медицина»:
→ В нашей компании мы распространяем отрытое лидерство и открытые коммуникации. Мы двигаемся вперед и нам нечего делить, но есть чем делиться. Работаем ради пациента и друг для друга. Мы просыпаемся по утрам, чтобы помогать людям, но для этого нужны деньги.
Ринат Мухаметвалеев, независимый член правления, ГК «Эксперт»:
→ 72 клиники МРТ эксперт - задача стать более сервисными, при сохранении и улучшении качества медицинских услуг.
→ Внедряем самостоятельность отдельных подразделений, выделяем три контура:
➊ Самостоятельность в регионах, на местах, hard составляющая, чистота данных и автоматизация, контролируем процессы и эффективность.
➋ Продуктовый подход и самостоятельность медицинских продуктов: со своим отделом и своим PNL (P&L, Profit and loss statement, отчет о прибыли и убытках за период).
➌ Инфраструктура и маркетинг: хозрасчет и сервисная модель, подразделения работают как самостоятельные хозяйственные единицы.
→ Создаем экспертные советы, например, ИТ комитет, в который приглашаем внешних экспертов из крупнейших IT компаний.
Ильдар Хайруллин, главный врач, ГКБ № 1 им. Н. И. Пирогова
→ Еще в 1802 году учредитель Первой градской больницы князь Голицын говорил про пациентоцентричность, сформулировав миссию «Построение человеколюбивой и полезной отечеству больницы»
→ Необходимо отслеживать Голос пациента, для начала анализируя обращения (в ГКБ № 1 порядка 1,5 тыс. жалоб ежемесячно). После анализа, выявили 27 препятствий на пути пациента, над которыми активно ведется работа.
→ Важность цифровизации с прозрачностью процессов и технологий на всех уровнях. Москва — мировой лидер по цифровизации здравоохранения.
На 30-40% высвободилось время врачей для общения с пациентами и их родственниками (1,27 сек — формирование выписки).
Приоритет на безбумажное ведение деятельности клиники, цифровизацию немедицинских процессов.
Максим Чернин, председатель совета директоров, МК «Доктор рядом»
→ В компании курс на сближение разных культур: ИТ и медицина.
Перепрошиваем Медтех решения и медицину в единую омниканальную модель — объединяем две разные культуры.
→ Переход от системы болезни к системе здоровья. Медицина здоровья - интеграция сервисов по управлению ментальным здоровьем с классическими.
→ Цифровизация медицины на базе ИИ:
➀ ИИ в медицинской части: подобрать терапию или поставить диагноз — система поддержки принятия врачебных решений.
➁ Снижение транзакционных издержек: экономия времени и расходов системы. Внедрение умного анамнез-бота: от 30% до 50% экономия времени врача на приеме, вызов скорой помощи по симптомам, уточнить корректность записи к врачу по симптомам (10-15% уролога — нецелевой, справился бы и терапевт).