А как сделать так, чтобы принимая бизнес решение быть уверенным в нём, как не пожалеть потом, как избавится от сомнений?
Даже сейчас, когда у нас есть массивы данных для анализа и принципы проведения исследований — мы продолжаем опираться на собственное экспертное мнение, а иногда даже на «импульс внутри» типа голоса или чувства.
Чтобы перестать коллективно галлюцинировать и догадываться, нужно научиться спрашивать у своего потребителя.
Мы исследуем, когда нам нужно:
понять делать или нет продукт, производить улучшения или нет,
проверить гипотезу, узнать что-то про ЦА или зафиксировать потребность сегмента,
выбрать вариант,
понять, а продолжать ли процесс или нет, измерить эффективность и пр.
Методов исследований несколько: качественное исследование (фокус-группы, наблюдения, интервью), количественное исследование (опросы, A/B тесты и пр.), анализ данных и эксперименты и т.д.
Исследования можно проводить самостоятельно, если вы имеете необходимую экспертизу, либо делегировать. Можно работать со своей базой пользователей / клиентов (если есть), либо привлекать аудиторию другими способами.
Вот инструменты, с которыми работала в том или ином варианте:
Fastuna — проект исследовательской компании Tiburon Research
А еще есть Sense machine — классные ребята с сервисом на основе AI, анализ эмоционального отклика.
Что можно исследовать через такие платформы:
Видео (ролики, идеи, сценарии, прототипы)
Изображение (баннеры, плакаты, листовки, креативы и пр.)
Анализ текстов
UX-тестирование (тест дизайна сайта, сервиса, приложения и на этапе прототипа)
Аудио
Идеи продуктов, свойства продуктов, определение оптимального соотношения цены
Анализ рынка, анализ конкурентов
Нейминг- выбор названия
Метрики Digital Lift, BHT (brand health tracking), индексы CSI и NPS и пр.
Ориентируйтесь на баланс между временными затратами и качеством результата. Достаточным для принятия решения. Практика показывает, что супер точный и идеальный результат не всегда нужен.
Автор статьи
Евгения Чертаринская
Действующий директор по маркетингу и коммуникациям. Преподаватель НИУ ВШЭ. Бизнес-тренер.