Кросс-функциональная команда: как бизнесу создать ее без ошибок и использовать на 100%

Время прочтения ~ 15 минут
Насколько хорошо работает ваша команда? Скорее всего, в вашем бизнесе их несколько, и каждая выполняет свою задачу. Но что, если создать новую команду из групп ваших же специалистов, которая будет выдавать более эффективный продукт, легче приспосабливаться к изменениям и будет работать на перспективу? Мы говорим о кросс-функциональных командах. Ниже — инструкции, как ее создать, как распределить в ней роли, а также каких ошибок избежать, чтобы она заработала сразу и без сбоев.
Определимся с понятиями:
Кросс-функциональная команда — это объединение специалистов разных подразделений или функциональных областей для вашего проекта или конкретной задачи. Состав зависит от цели проекта, его сферы и его масштаба. Главное — подобрать людей так, чтобы они могли оценить продукт или услугу комплексно и с разных сторон, работая вне традиционной иерархии. У всех таких команд есть общие черты:
Плюсов от такой системы несколько:
процессы ускоряются благодаря обмену знаниями и идеями, взаимодополнениям и разным взглядам на один и тот же вопрос.

Именно в кросс-функциональных командах рождается больше всего инноваций. Отсюда качество решений улучшается не только в настоящем, но и на перспективу, благодаря более высокому уровню анализа участников.

Также команда быстрее адаптируется к изменениям рынка, как глобальным, так и локальным (это – одна из ее задач).
Это же помогает лучше понимать клиентов и реагировать на их запросы, делая их персонализированными (поэтому часто в команды включают специалистов по продажам и клиентскому сервису).
Кстати, на перспективу даже после завершения проекта взаимодействие между отделами, из которых были участники станет лучше в разы, а вовлеченность людей в работу стабильно усиливается.
  • чем сложнее задача, тем шире и разнообразнее навыки и опыт специалистов требуются;
  • люди работают на общую цель и помогают друг другу;
  • участники более автономны, чем в обычных подразделениях, потому адаптируются к изменениям быстрее и не зависят друг от друга напрямую;
  • задачи могут распределяться по потребности, структура команды гибкая.
Как сделать без ошибок:
10 стратегий создания кросс-функциональной команды
  1. Определяем четкие цель и миссию
Разработка новой услуги или сервиса, цифровая трансформация или технологические проекты, кризисное управление, улучшение клиентского опыта, оптимизация процессов – ваша команда должна понимать, что она делает и зачем.
2. Собираем разнообразный состав
Речь не только об отделах: у специалистов должны быть разные взгляды, личные качества, стиль работы и опыт.
Чем разношерстнее, тем лучше.
3. Налаживаем коммуникацию
Это помогает коллективу сплотиться и слышать друг друга. Нерушимое правило кросс-функциональной команды (которое нужно озвучить) — каждый высказывается свободно и честно. А для регулировки непонимания и координации людей используйте IT-инструменты для совместной работы (CRM-системы, канбан-доски для совместной работы и т.д.), устраивайте планерки и встречи для сонастройки и осваивайте управление межличностными и командными коммуникациями (например, с Моделью процесса коммуникации PCM).
4. Определяем роли и зону ответственности
Каждый должен четко знать свои обязанности и обязанности коллег, с которыми работает. Фреймворк RACI может в этом помочь — составьте матрицу распределения ролей и обязанностей в кросс-функциональной или проектной команде, где есть Ответственный исполнитель (Responsible), Подотчетный или ответственный за результат (Accountable), Консультирует (Consulted), Информируемый (Informed).
5. Даем поле для эксперимента
Это – буст для компании, ведь именно в такой обстановке может родиться что-то новое. Ошибка должна рассматриваться как точка роста, а не как провал. Эксперименты и тестирование новых идей обязательно должны быть включены в рабочий процесс команды.
8. Развиваем культуру доверия в команде
Это важно для долгосрочной продуктивности. Тренинги, неформальные встречи и выезды, тимбилдинги и тимбондинги, даже совместные обеды повышают мотивацию и настрой участников. Заодно решается вопрос с текучкой кадров.
9. Маркетинг – командная работа
В традиционном подходе маркетинг часто работает отдельно от других отделов. Чтобы разрабатывать и реализовывать эффективные, комплексные маркетинговые стратегии кросс-функциональные команды необходимы для объединения экспертиз из разных отделов — таких как продуктовый менеджмент, продажи, аналитика данных и клиентская поддержка. Это поможет учитывать контекст продукта и рынка, ускоряет процесс принятия решений, улучшает взаимодействие с клиентами и помогает внедрению инновационных решений для достижения бизнес-целей. Работа в кросс-функциональной команде добавляет гибкости в работу маркетолога — возможность оперативно менять и внедрять новые стратегии, экономя при этом бюджет компании и увеличивая ROMI (возврат на инвестиции в маркетинг).
7. Оцениваем прогресс регулярно
Ваша вовлеченность и контроль повысят также включенность участников, а также позволят вовремя заметить слабые зоны и скорректировать курс. При этом у команды также должна быть возможность дать обратную связь без барьеров. Это поможет оперативно реагировать на изменения.
6. Даем команде ресурсы
Чтобы решить задачу эффективно, команда не должна ни в чем нуждаться: оборудование, информация, поддержка руководства, доступ к обучению, финансам. Все это нужно предоставить как необходимую инвестицию.
10. Подбираем участников правильно
Пункт последний, но не по значению. Критично важно выбрать состав команды не только по опыту и компетенциям, но и по личностным особенностям. Использование психометрических инструментов оценки, таких как Process Communication Model (PCM) и Hogan Assessment, может помочь выбрать подходящих участников, мотивировать и эффективно управлять ими. Этот пункт требует отдельного рассмотрения.
И как выбрать участников?
Создание кросс-функциональной команды — это стратегическая игра.
На вашей доске – все сотрудники компании и отделы, их профессионализм, личные характеристики.
От вас будет зависеть, кого взять в партию, и как наладить взаимодействие.
Сперва рассмотрим, какие популярные роли бывают в кросс-функциональной команде:
  • Сильный лидер, отличный от классических иерархических моделей
Его авторитет должен базироваться не на формальных полномочиях, а на личном и профессиональном влиянии, умении мягко направлять и мотивировать. Главной его задачей становится фокус команды на цели и результатах, а также регулирование взаимодействия между участниками и быстрая реакция на изменения. Выбирать такого стоит по развитому эмоциональному интеллекту, коммуникативным навыкам, способностям к наставничеству и стратегическому мышлению. При этом лидер должен давать участникам пример, поощрять открытость, признавать их успехи и благодарить, а также уметь решать конфликты. Знания инструментов РСМ и Hogan точно пригодятся.

  • Продуктовый менеджер
Отвечает за конечный продукт/услугу и его видение, расставляет приоритеты задач, четко понимая потребности компании и клиентов. Является связующим звеном между командой и стейкхолдерами.

  • Маркетолог
Ответственный за целевую аудиторию. Должен понимать ее запрос, боли и потребности, а также паттерны поведения. Создает и разрабатывает стратегию продвижения продукта и коммуникации с покупателем.

  • Разработчики и инженеры
Техническое ядро команды, отвечают за реализацию идей. Сюда входят любые технические специалисты, необходимые для создания проекта, включая дизайнеров, программистов, непосредственно инженеров и технических работников.

  • Специалист по данным
Отвечает за статистику и информацию. Необходим для принятия решений на основе BIG DATA, отслеживание успеха команды и «слепых пятен», помогает оптимизировать работу и сократить издержки.

  • Специалист по UX/UI
Отвечает за удобство конечного продукта или услуги для пользователя, если речь об IT-сфере. Он же разрабатывает дизайн для улучшения пользовательского опыта.

  • Специалист по качеству
Отвечает за соответствие регламентам и стандартам, проводит тестирование продукции, ищет ошибки и предлагает пути их исправления.

  • Скрам-мастер или Фасилитатор
Отвечает за ход проекта и взаимодействие участников, чем может разгрузить лидера. Может быть и внешним экспертом не из вашей компании, но с соответствующими компетенциями. Должен следовать Agile-принципам, чтобы убирать препятствия на пути команды и улучшать их координацию.
На эти роли могут подходить сразу несколько кандидатов, поэтому при отборе можно опираться на следующие пункты (только в совокупности):
Понять это руководителю могут коммуникационные инструменты для оценки типов личности своих сотрудников.
Например, PCM (Process Communication Model) помогает понять и учитывать разные типы личности и их предпочтения в коммуникации, адаптировать стиль общения, предотвращать недопонимания и минимизировать конфликты, особенно в стрессовых ситуациях. В результате обучения по модели PCM — гармоничная рабочая атмосфера, где каждый чувствует себя услышанным и понятым.

А методология оценки личности Hogan Assessment помогает выявить сильные и слабые стороны каждого члена команды, их потенциальные факторы стресса и способы взаимодействия в различных ситуациях. Чтобы лучше понять динамику внутри команды, определить, какие роли и задачи лучше подходят каждому участнику, а также помогает минимизировать конфликты и повысить продуктивность за счет улучшения коммуникации и совместной работы.
  • есть ли у человека профессиональные навыки и опыт для работы;
  • готов ли человек к сотрудничеству и командной работе;
  • может ли адаптироваться к изменениям и пробовать новые решения;
  • остро ли реагирует на ошибки (свои или других);
  • готов ли брать ответственность и инициативу на себя?
  • может ли управлять своими эмоциями и быть чутким к эмоциям коллег?
Создавать или не создавать?
Если готовы вложиться в развитие бизнеса и создать команду, с которой тогда будет сделан шаг вперед, да!
Вооружайтесь фантастическими инструментами, чтобы ваша команда могла преобразовывать бизнес-процессы, выдавать отличный результат и улучшать структуру взаимодействия в компании в будущем. Во времена кризиса такие команды обесценивают более высокую устойчивость организации и направляют печатные силы на ее развитие.
Автор статьи
Евгения Чертаринская
Действующий директор по маркетингу и коммуникациям. Преподаватель НИУ ВШЭ. Бизнес-тренер.

Также может быть интересно